Регулирование в отношении гидрофторуглеродов (ГФУ) на морских судах. Мировой опыт
Общие положения
Гидрофторуглероды (ГФУ) — это синтетические парниковые газы с очень высоким потенциалом глобального потепления (ПГП), в сотни и тысячи раз превосходящие диоксид углерода CO2 по силе парникового воздействия. Применение ГФУ в качестве холодильных агентов для холодильных установок и систем кондиционирования воздуха сопровождается утечкой в атмосферу до 15% заправленного хладагента в год.
Усилия мирового сообщества по сокращению выбросов парниковых газов нашли отражение в таких международных соглашениях, как Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК ООН), Парижское соглашение 2015 года, Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (с учетом Кигалийской поправки), подписанных и ратифицированных Российской Федерацией.
Климатическая доктрина Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 26 октября 2023 года № 812, называет изменение климата «одним из наиболее серьезных вызовов XXI века» и определяет ключевую долгосрочную цель климатической политики страны как «достижение с учетом национальных интересов и приоритетов социально-экономического развития не позднее 2060 года баланса между антропогенными выбросами парниковых газов и их поглощением».
Таким образом, сокращение антропогенных парниковых выбросов, включающее в себя сокращение производства и потребления фторсодержащих парниковых газов (Ф-газов), таких как ГФУ, можно назвать магистральным направлением мировой и национальной климатической политики на десятилетия вперед. Важно, чтобы реализация этого сокращения учитывала интересы развития национальной экономики, а также промышленной и продовольственной безопасности страны.
Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, и Кигалийская поправка к нему
С принятием в 2016 году Кигалийской поправки, Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, стал основным международным соглашением, регулирующим производство и потребление ГФУ.
Кигалийская поправка добавила в список веществ, регулируемых Протоколом, 18 ГФУ, и установила графики поэтапного сокращения их производства и потребления. По состоянию на 3 октября 2023 года Кигалийская поправка ратифицирована 155 сторонами Монреальского протокола, в число которых входят Российская Федерация, Европейский Союз, Китай, США, Индия и другие. Графики, установленные поправкой для четырех групп стран, предусматривают сокращение производства и потребления ГФУ более чем на 80% в ближайшие 30 лет. В соответствии с принятыми на себя обязательствами, с 1 января 2025 года Российская Федерация должна будет сократить потребление ГФУ на 35%, а с 1 января 2029 года — на 70% относительно базового уровня (среднего уровня потребления ГФУ за 2011-2013 годы).
Судовые холодильные установки, как правило, используются для поддержания температурного режима при перевозке охлажденных или замороженных грузов. Очень широко холодильное оборудование (судовое в том числе) используется в рыбной промышленности. Особенность холодильного хозяйства рыбной промышленности заключается в том, что оно представляет собой непрерывную «холодную цепь», в которой низкотемпературное воздействие на продукцию не прекращается с момента заготовки сырья до потребления продукта. Если какое-либо звено такой цепи столкнется с проблемами при эксплуатации, обслуживании или ремонте холодильного оборудования, это пагубным образом скажется на работе всей цепи.
Срок службы холодильных установок для больших и транспортных судов – до 40 и более лет, для малых судов – до 35 и более лет; срок службы холодильных установок рыбоперерабатывающих предприятий – от 20 до 40 лет. Среднегодовые утечки ГФУ из контура хладагента холодильной установки, как было сказано выше, могут достигать 15% от величины первоначальной заправки. Эти потери необходимо регулярно восполнять.
Это значит, что создаваемые новые холодильные установки на ГФУ уже в ближайшие годы столкнутся с нехваткой хладагента для регулярного обслуживания и ремонта. Конверсия холодильных установок с ГФУ на природные хладагенты — в тех случаях, когда она технически осуществима, мероприятие трудоемкое и дорогостоящее.
В этой связи при создании новых холодильных установок представляется целесообразным, где это возможно, отказаться от применения ГФУ и отдавать предпочтение решениям на природных хладагентах, таких как аммиак (NH3), диоксид углерода (CO2) и других.
Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78) и морские регистры
Главные регулирующие органы для морских судов — Международная морская организация (ММО) и морские регистры (например, Российский морской регистр судоходства — РС). Принятая ММО Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ) направлена на противодействие загрязнению морской среды с судов в процессе эксплуатации и в результате несчастных случаев. Правило 12 Приложения VI к МАРПОЛ («Правила предотвращения загрязнения воздушной среды с судов») запретила установки, содержащие ХФУ, на новых и действующих судах с 19 мая 2005 года, а с 1 января 2020 года — установки, содержащие ГХФУ.
Приложение VI принято в 1997 году и соответствует требованиям действовавших на тот момент положений МП. Таким образом, в нем (как и в других документах ММО), не содержится обязательных требований, ограничивающих применение ГФУ на судах и потенциал глобального потепления (ПГП) используемых хладагентов.
Можно с большой долей уверенности ожидать принятия поправок в Приложение VI к Конвенции МАРПОЛ, ограничивающих применение ГФУ в судовых холодильных установках и системах пожаротушения судов в соответствии с требованиями Кигалийской поправки к Монреальскому протоколу.
В адрес Комитета по защите морской среды (MEPC) ММО уже поступают соответствующие обращения от заинтересованных сторон.
Еще одной мерой, направленной на сокращение парниковых выбросов, может стать введение ограничений на нахождение в зонах регулируемых выбросов (ЗРВ/ECA(ECZ)) для судов, использующих хладагенты с высоким ПГП. В настоящее время в ЗРВ ограничиваются выбросы оксидов серы (SOx), оксидов азота (NOx) и твердых частиц. Существующие ЗРВ охватывают акваторию Балтийского и Северного морей (контроль SOx), Западное и Восточное побережье США, Мексиканский залив и Карибское море (SOx и NOx). В дальнейшем число ЗРВ может быть увеличено.
Пока не приняты обязательные требования, ограничивающие применение ГФУ на судах, ряд морских регистров предусматривает добровольное присвоение дополнительных знаков класса для судов, обладающих повышенными экологическим характеристиками.
Так, одним из требований для присвоения дополнительных знаков ECO и ECO-S, предусмотренных Российским морским регистром судоходства (РС) является использование природных хладагентов (таких, как аммиак (NH3) или диоксид углерода (CO2)), или ГФУ с нулевой озоноразрушающей способностью (ОРС) и ПГП < 4000 (ECO) или < 1890 (ECO-S).
Норвежский регистр DNV-GL предусматривает два знака экологического класса: Clean и Clean Design. Одним из требований для получения знака Clean Design является использование природных хладагентов или ГФУ с ПГП, не превышающим 2000.
Регистр Ллойда предлагает знак класса ECO, ограничивающий ПГП ГФУ-хладагента величиной 1950.
Помимо требований к ПГП, для получения знаков экологического класса необходимо выполнение и других условий, касающихся, например, периодичности проверок холодильной системы на герметичность.
Регламент ЕС по Ф-газам и Закон AIM (США)
Европейский союз одним из первых начал готовить свою холодильную отрасль к переходу на хладагенты с меньшим ПГП, в том числе – на природные альтернативы. Первый Регламент ЕС по фторсодержащим парниковым газам (Ф-газам) № 842/2006 был введен в действие еще в 2006 году. В 2015 году вступил в силу новый Регламент ЕС по Ф-газам № 517/2014, действие которого распространяется на все страны Европейского союза и на все суда под флагами ЕС. Этот документ, направленный на поэтапное сокращение ГФУ на рынке ЕС, запрещает, в частности, использование ГФУ с ПГП, превышающим 2500, для сервисного обслуживания действующих установок. С 1 января 2020 года данный запрет действует в отношении первичных ГФУ, а с 1 января 2030 года его планировалось распространить на восстановленные хладагенты.
Запрет на использование ГФУ с высоким ПГП для сервисного обслуживания распространяется, в том числе, и на судовое оборудование, в отличие от большинства других запретов, ограничивающих размещение на рынке стационарных сухопутных систем.
На сегодняшний день согласована и проходит процедуру одобрения новая версия Регламента ЕС по Ф-газам, предусматривающая более жесткие меры по сокращению ГФУ. Новая версия, в частности, предполагает полный запрет на производство и потребление ГФУ в ЕС после 2050 года.
В США основным законом, регулирующим обращение с ГФУ, является Закон об американских инновациях и производстве (AIM). Этот закон наделяет Агентство по охране окружающей среды США (EPA) полномочиями сокращать производство и потребление ГФУ, увеличивать их извлечение и уменьшать выбросы из оборудования, а также способствовать переходу на технологии следующего поколения путем введения секторальных ограничений. В декабре 2022 года EPA опубликовало проект Правила (Регламента), вводящего ограничения на использование конкретных ГФУ. Этим документом, в частности, предполагается с 1 января 2025 года запретить использование в новых судовых холодильных системах ГФУ-хладагентов с высоким ПГП, в том числе R-404A, R-507, R-422D и других.
Читайте также:
- Фторсодержащие парниковые газы/Кигалийская поправка к Монреальскому протоколу
- В России утверждена новая Климатическая доктрина
- Технологии для рыбохозяйственного комплекса
- Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененная Протоколом 1978 года к ней и Протоколом 1997 года
- Поэтапный вывод вместо поэтапного сокращения ГФУ (но начало — на год позже)
- США запретят ГФУ с высоким ПГП